CЛЕЗТЬ С САХАРНОЙ ИГЛЫ
Всех нас с самого детства буквально «подсадили» на сладкое. Многие настолько привыкли употреблять сладости, что уже и не мыслят свой день без них.
Сахар: природная награда
В неврологии еду называют «природная награда». Чтобы человечество могло выжить как вид, в наше подсознание встроено три главных импринта - секс, еда и безопасность, они должны быть для нас в приоритете, долны быть приятными для мозга, поэтому эти поведенческие модели многократно усиливаются и закрепляются в нас из поколения в поколение, из жизни в жизнь.
Эволюция привела к появлению мезолимбического пути - системы мозга, которая расшифровывает эти природные награды для нас. Когда мы делаем что-то приятное, между нейронами в вентральной области мозга и прилежащем ядром (nucleus accumbens) с помощью нейротрансмиттера допамина возникает связь.
Эта связь между прилежащим ядром и нашей префронтальной корой также управляет моторикой наших движений, и отвечает за то, стоит ли брать еще один кусочек вкусного шоколадного торта. Префронтальная кора также активирует гормоны, которые подсказывают нашему телу: «Пирог вкусный. Я запомню это на будущее для тебя».
Не все продукты одинаково полезны по части награды, конечно. Большинство из нас предпочитает кислым и горьким продуктам сладкие, потому что эволюционно наш мезолимбический путь укрепил в нас знание, что сладкие вещи являются здоровым источником углеводов для нашего организма. Когда наши предки собирали ягоды, кислый вкус означал «еще не созрели», а горький «внимание — яд!».
Но современный рацион перевернул систему питания с ног на голову. Десять лет назад некий диетолог подсчитал, что среднестатистический американец потребляет 22 чайных ложки сахара в день, что подавляет в рацион более 350 калорий.
С тех пор показатели сильно выросли. Несколько месяцев назад один из экспертов также сообщил, что среднестатистический британец потребляет 34 чайных ложки сахара в день.
Сегодня почти невозможно найти среди обработанных и готовых продуктов те, которые не содержат сахар, сладкие добавки, консерванты или все и сразу.
Этот сахар очень коварен — многие из нас, без нашего ведома, плотно подсели на этот наркотик. Психоактивные вещества — такие как никотин, кокаин и героин делают людей зависимыми, активируя нервно-химические и поведенческие процессы, и сахар делает людей зависимыми точно так же.
Зависимость от сахара
«Первые несколько дней были сложными, — расскажет вам друг после своего решения отказаться от сахара. — Чувство похоже на детоксикацию от наркотиков. Я обнаружил, что поглощаю много углеводов, чтобы компенсировать отсутствие сахара».
Зависимость от разных источников демонстрирует одни и те же внешние поведенческие признаки, и это было хорошо изучено на животных. Типичный эксперимент проходит так: крыс лишают пищи на 12 часов в день, а затем на 12 часов дают доступ к сахарному раствору и обычной еде. После месяца такого ежедневного кормления, крысы начинают демонстрировать поведение, аналогичное тем, кто злоупотребляет наркотиками.
Они начинают обращаться к сахарному раствору чаще, чем к обычной еде. Также выявляют признаки тревоги и депрессии в течение периодов голодания. Многие зависимые от сахара крысы, которых затем пересаживали на наркотики вроде кокаина и опиатов, демонстрировали аналогичное зависимое поведение по отношению к наркотикам, по сравнению с крысами, которых до этого не кормили сахаром.
Как и наркотики, сахар провоцирует выбросы допамина (или дофамина) в прилежащем ядре. В долгосрочной перспективе регулярное потребление сахара изменяет экспрессию генов и доступность рецепторов допамина в среднем мозге и лобной коре.
В частности, сахар увеличивает концентрацию типа рецептора возбуждения D1, но снижает другой тип рецептора под названием D2, который является ингибитором. Регулярное потребление сахара также ингибирует, или подавляет, действие переносчика допамина.
Говоря простым языком, это значит, что повторный доступ к сахару с течением времени приводит к пролонгированному возбуждению путей вознаграждения мозга и большей необходимости в сахаре, который должен активировать все среднемозговые допаминовые рецепторы как раньше. Спустя некоторое время мозг становится толерантным (восприимчивым) к сахару — и ему теперь требуется больше сахара, чтобы достичь прежнего уровня «сахарного кайфа».
«Вывести» сахар реально
Хотя все эти исследования проводились на грызунах, вполне можно предположить, что такие примитивные процессы происходят и в человеческом мозгу. «Тяга не прекращалась, но была больше психологической, — говорит ваш отказавшийся от сахара друг. — Но после первой недели стало легче».
В исследовании, проводившемся в 2002 году Карло Колантуони и его коллегами из Принстонского университета, крыс, которые прошли через стадию установлнения зависимости от сахара, затем проводили через стадию освобождения от него, «выведения». Этому способствовала либо голодовка, либо лечение налоксоном, препаратом, который используется для лечения опиоидной зависимости.
Оба варианта выводения из сахарной зависимости приводили к физическим проблемам, в том числе проблемам с перевозбудимостью - тремору в лапах и встряхиванию головы. Лечение налоксоном также привело к тому, что крысы стали более тревожными.
Подобные эксперименты по выведению сахара также выявили нечто вроде депрессии при выполнении задач типа принудительного плавания. Крысы на этапе выведения сахара демонстрировали пассивное поведение (плавали, например), нежели активное (пытались сбежать) в воде, словно были беспомощными.
Новое исследование, опубликованное Виктором Мангабейрой и его коллегами в «Physiology & Behavior», показало, что вывод сахара также связан с импульсивным поведением. Изначально крыс научили получать воду, нажимая на рычаг. После обучения крыс вернули в клетки и дали доступ либо к сахарному раствору и воде, либо просто к воде.
Спустя 30 дней, когда крысам вновь предоставили возможность нажимать на рычаг ради воды, те, кто стал зависимым от сахара, нажимали на рычаг значительно больше времени, нежели другая контрольная группа.
Конечно, это крайние эксперименты. Мы, люди, не лишаем себя пищи в течение 12 часов, а затем не позволяем себе посидеть на сладкой воде и булочках оставшийся день. Но эти исследования на грызунах, конечно, дают нам представление о нейрохимических основах зависимости от сахара, о его выводе и поведении млекопитающих.
Десятки лет диетологи и здравоохранительные организации мира трубят о том, что мы сидим на сахарной игле и что сахар на самом деле не очень полезен нашему организму. Несмотря на все это, понятие сахарной наркомании до сих пор остается запретной темой.
Если вы сомневаетесь и хотите экспериментов — откажитесь от сладкого на сорок дней, а затем попробуйте что-нибудь сладенькое. Восстановите зависимость. Это будет самый сладкий вкус, слишком сладкий, чтобы быть правдой